Родителям первоклассников
ПЯТЬ КОМПОНЕНТОВ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
1. Учебная мотивация – ребёнок хочет идти в школу, понимает важность и необходимость учения, проявляет выраженный интерес к получению новых знаний.
2. Умение общаться со сверстниками и взрослыми - ребёнок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признаёт авторитет взрослых.
3. Умение принять учебную задачу – умение слушать и слышать взрослого, подчиняться его указаниям, планировать свою деятельность, контролировать и оценивать её.
4. Волевая готовность – ребёнок должен уметь сосредотачивать своё внимание на какой-либо деятельности, длительное время выполнять задания учителя, не отвлекаться на уроке, доводить дело до конца.
5. Развитие школьно-значимых психологических функций:
- развитие мелких мышц руки (ребёнок уверенно владеет карандашом, ножницами);
- пространственная организация, координация движений (умение правильно определять выше-ниже, вверху, внизу);
- координация в системе "глаз - рука" (ребёнок может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ - узор, фигуру - зрительно воспринимаемый на расстоянии);
- развитие логического мышления (способность находить сходства и различия разных предметов при сравнении, умение правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам);
- развитие произвольного внимания (способность удерживать внимание на выполняемой работе в течение 15-20 минут);
- развитие произвольной памяти (способность к опосредованному запоминанию: связывать запоминаемый материал с конкретным символом /слово - картинка либо слово - ситуация/).
В 6–7 лет формируются мозговые механизмы, позволяющие ребёнку быть успешным в обучении. Медики считают, что в это время ребёнку очень трудно с самим собой. Однако серьёзных срывов и болезней можно избежать и сегодня, если соблюдать самые простые правила.
Правило 1. Никогда не отправляйте ребёнка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжёлым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребёнка, начните водить его туда за год до начала учёбы или со второго класса.
Правило 2. Помните, что ребёнок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете с ним заниматься, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.
Правило 3. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.
Правило 4. Больше всего на свете в течение первого года учёбы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то хочет дружить, а кто-то — нет. Именно в это время у малыша складывается свой собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за грязь в тетради. Всё это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребёнок потеряет веру в себя.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
- Поддержите в ребёнке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьёзное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
- Обсудите с ребёнком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
- Ваш ребёнок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
- Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
- Не пропускайте трудности, возможные у ребёнка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
- Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
- Если вас что-то беспокоит в поведении ребёнка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
- С поступлением в школу в жизни вашего ребёнка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своём педагоге.
- Учение - это нелёгкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребёнка, но не должно лишать её многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
ПРАВИЛА ДЛЯ РЕБЁНКА
Обсуждение с ребёнком данных правил поможет ему быстрее адаптироваться в новой социальной среде.
- Не отнимай чужого, но и своего не отдавай.
- Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться.
- Не дерись без причины.
- Зовут играть – иди, не зовут – спроси разрешения играть вместе, это не стыдно.
- Играй честно, не подводи своих товарищей.
- Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего.
- Будь внимателен везде, где нужно проявить внимательность.
- Из-за отметок не плачь, будь гордым.
- Не спорь с учителем из-за отметок и не обижайся на него.
- Старайся делать всё вовремя и думать о хороших результатах, они обязательно у тебя будут!
- Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.
- Старайся быть аккуратным.
- Почаще говори: "Давай дружить! Давай играть вместе!"
ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНОК
ПРИ ЗАЧИСЛЕНИИ В 1-Й КЛАСС
Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребёнком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно развит и эрудирован. К 6-7 годам ребёнок должен достичь следующих результатов в своем развитии.
Внимание:
- выполнять задание, не отвлекаясь около 15 минут;
- находить 5 – 6 отличий между предметами;
- удерживать в поле зрения 8 – 10 предметов;
- выполнять самостоятельно быстро и правильно задание по предложенному образцу;
- копировать в точности узор или движение.
Память:
- запоминать 8 – 10 картинок;
- рассказывать по памяти литературные произведения, стихи, содержание картины;
- повторять в точности текст, состоящий из 3 – 4 предложений.
Мышление:
- определять последовательность событий,
- складывать разрезную картинку из 9 – 10 частей;
- находить и объяснять несоответствия на рисунках;
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями,
- находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
Развитие речи:
- правильно произносить все звуки;
- определять место звука в слове;
- использовать в речи сложные предложения разных видов;
- составлять рассказы по сюжетной картине или по серии картинок; из личного опыта, не менее чем из 6 – 7 предложений;
- составлять предложения из 5 – 6 слов, членить простые предложения на слова; делить слова на слоги.
Развитие мелкой моторики:
- свободно владеть карандашом и кистью при разных приёмах рисования;
- изображать в рисунке несколько предметов, объединяя их единым содержанием;
- штриховать или раскрашивать рисунки, не выходя за контуры;
- ориентироваться в тетради в клетку или в линию;
- передавать в рисунке точную форму предмета, пропорции, расположение частей.
Ознакомление с окружающим:
- называть своё имя, фамилию и отчество, имя и отчество своих родителей;
- название своего родного города, столицы, страны;
- последовательность времён года, частей суток, дней недели;
- называть весенние, летние, осенние, зимние месяцы;
- отличать хищных животных от травоядных, перелётных птиц от зимующих, садовые цветы от полевых, деревья от кустарников;
- называть все явления природы, название нашей планеты и спутника Земли.